Наш телефон разогрелся докрасна – звонили со всего мира с единственным вопросом – Ходорковский будет сидеть в тюрьме? Раз Путин так сказал, значит решение уже принято?
Будет, если суд вынесет обвинительный вердикт – признает хищение, неуплату налогов, мошенничество.
Что за хищение, каков размер неуплаты налогов, механизм их сокрытия, в чем суть мошенничества – содержание, смысл, который вкладывает в эти слова обвинение, будет оспаривать адвокат Ходорковского. Предстоит многочасовая баталия.
Иностранцы задают вопрос – является ли суд беспристрастный? Мы задали встречный вопрос – является ли английский, шведский или израильский, да любые суды, беспристрастными?
Являются, если перед ними нарушитель закона, никому не интересный – вор и все. Да, он будет сидеть в тюрьме. И он должен быть там. Но американцы любят говорить: если ты украл булку, получишь по полной программе – 3 года тюрьмы, если украл железную дорогу, тебя изберут в сенаторы.
Путин во время всероссийской конференции заявил, в общем-то, отстраненно, но очень конкретно, даже назвав фамилию человека, в отношении которого суд своего решения еще не вынес.
Российские «Ведомости» привели любопытное сравнение высказываний президента и премьера. На первый взгляд кажется, что они находятся в противоречии – президент говорит одно, премьер – другое.
В отличие от премьера, президент не раз напоминал - чиновникам недопустимо говорить о суде над Ходорковским - для государственных служащих, в том числе, для президента, никакой предсказуемости в любом судебном процессе нет и быть не должно.
Более того, уже более года президент внедряет политику либерализации уголовного наказания, рефрен которого - вор не обязательно должен сидеть в тюрьме. Уже вступили в силу президентские поправки в УК и УПК, а за экономические преступления, в том числе мошенничество и неуплату налогов, как пишут «
Ведомости», не должен применяться арест.
Есть еще масса президентских поправок - по таким статьям, как кража, растрата, хищения - тюремное заключение может быть заменено штрафами, домашним арестом и принудительными работами. Предложено также применять условно-досрочное освобождение после истечения определенного срока заключения (две трети или три четверти) автоматически, без решения суда. И самое главное – эта норма полностью применима к Ходорковскому. Но он – не на свободе, а, значит, есть причины, по которым это не произошло. Какие? Узнаем через 10 дней.
И российские, и зарубежные СМИ отмечают – впечатление такое, что Путин умышленно проигнорировал президентские указания в этой сфере. Вполне возможно, что именно из-за Ходорковского.
Пресс-секретарь премьера разъяснял позже - Путин не говорил о том, что связано с будущим, он говорил о том, что связано с прошлым и настоящим Ходорковского. Но вопрос-то был задан о будущем? Неужели девушка, задавшая вопрос, спутала время? Или, действительно, как думает – как должно думать население страны, вопрос был спонтанным?
Так или иначе, позиция премьера понятна, и он, по привычке, не скрывая чувств и эмоций, ответил так, как он считает и должны развиваться события.
В итоге, 27 декабря весь мир ждет любопытное состязание в зале суда. Вы думаете, я говорю о прокуроре и адвокате? Нет – о том, чье мнение победит – президента или премьера?